Вкусно готовим
 
 
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
 
 
 
 
тел. +7(9O3) 2O4-23-49
E-mail: infо@lex.pw
 
Отправить письмо адвокату
Общаться с коллегами
 
 
Главная » Статьи » Все о налогах и льготах » Налоговые санкции

Анализ возможности и условий применения налоговым огранном ст. 40 НК РФ если цена формируется в результате проведения тендера
 
Статьей 40 НК РФ установлены принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. Так, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено названной статьей.
 
Пока не доказано обратное, предполагается, что цена сделки соответствует уровню рыночных цен. Налоговые органы, при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов, вправе проверять правильность применения цен по сделкам в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 40 НК РФ, в том числе при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
 
В соответствии с п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. В соответствии с п. 6 ст. 40 НК РФ идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
 
Согласно п. 3 ст. 40 НК РФ в случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
 
Принимая во внимание, что отклонение цены по сделкам происходит в силу заключения части сделок в результате проведения тендеров (аукционов), в рассматриваемой ситуации положения ст. 40 НК РФ не могут быть применены налоговыми органами по причине следующего.
 
1. Под тендером понимается проведение конкурсов или аукционов, в результате которых победитель торгов приобретает право на совершение хозяйственной операции. Право на проверку цен, применяемых одним и тем же налогоплательщиком по однородным товарам в непродолжительный период времени, не может быть реализовано налоговым органом в отношении сделок, заключаемых по итогам тендера, так как в данной ситуации сравнению подлежат только цены, применяемые налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам. Признать товары, реализуемые в условиях обычной предпринимательской деятельности, и товары, реализуемые по итогам тендера, идентичными (однородными) не представляется возможным. Товары, реализуемые по итогам проведения тендера, являются уникальными, сочетающими в себе индивидуально-определенные качества с требованиями, предъявляемыми к ним организаторами торгов. Такие товары реализуются в особых коммерческих условиях конкурса, повышенной конкуренции, колебаний соотношения спроса и предложения, что исключает возможность сопоставления их с товарами, реализуемыми теми же налогоплательщиками в условиях обычной деятельности. [1]
 
2. При определении правильности применения цены сделки налоговый орган производит сравнение фактической цены с рыночной ценой. Учитывая специфику каждой заключаемой путем проведения торгов сделки и отсутствие повторяющихся сопоставимых коммерческих условий такого заключения, сопоставление рыночной стоимости товара и со стоимостью товара, реализованного в результате проведения тендера, является неправомерным. Цены тендеров (аукционов) - это цены публичной продажи уровню, которые устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением. Такая цена может существенно отличаться от рыночной цены, поскольку отражает уникальные свойства и признаки товара, а также сложившийся спрос в конкретный период времени.
 
3. Тендер предполагает привлечение к определенному сроку на основе конкуренции предложений от нескольких лиц с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для организаторов. Выбор того или иного участника в качестве победителя может основываться как на предложенной им цене своих услуг, так и на совокупности других условий, наиболее выгодных для организатора конкурса. Лишение организатора права выбирать победителя конкурса, основываясь только на предложенных исключительно ему выгодных условиях без учета ценового фактора (завышенная цена) или, наоборот, основываясь на предложенной ему самой выгодной цене, при прочем равном соответствии всех участников основным требованиям (заниженная цена), только потому, что данная цена не соответствует рыночной, противоречило бы смыслу проведения тендерных мероприятий, выявляющих формулу наиболее выгодного заключения сделки.
 
4. Помимо указанного, налоговое законодательство требует корректировать сумму налогов таким образом, чтобы налоги в каждом случае уплачивались так, как если бы сделки осуществлялись между добросовестными и независимыми партнерами. Применение же налоговым органом положений ст. 40 НК РФ предполагает заведомую недобросовестность продавца или покупателя, стремящихся путем занижения или завышения покупной цены уклониться от налогообложения.
 
Регламентация гражданским законодательством порядка проведения тендеров - торгов и аукционов, наличие конкурентоспособных, формирующих спрос и предложение, официально зарегистрированных участников, наличие у заинтересованных лиц права оспаривания результатов торгов, проведенных с нарушением правил, в судебном порядке исключают недобросовестность участников тендера.
 
Более того, конкурсная основа проведения тендера предполагает независимость продавца и покупателя, а следовательно, и отсутствие умысла на занижение или завышение фактической цены сделки по сравнению с рыночной.
 
Таким образом, с учетом специфики каждой заключаемой путем проведения торгов сделки и отсутствия повторяющихся сопоставимых коммерческих условий такого заключения, у налогового органа отсутствует право проверять правильность применения цен по сделкам, заключаемым по результатам тендеров, а сопоставление рыночной цены товаров, идентичных или однородных товарам, реализуемым в процессе торгов, неправомерно и противоречит конкурсной основе проведения торгов.
 
Д. Дементьев,
адвокат
 
[1] Если для целей налогообложения налоговый орган применяет цены по товарам, которые нельзя считать идентичными, данное обстоятельство служит основанием для признания рыночной цены, установленной налоговым органом, необоснованной. Постановление Арбитражного суда МО от 27.07.2004 № КА-А40/5997-04, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.10.2003 N Ф04/5017-1468/А46-2003.
 
Категория: Налоговые санкции | Добавил: 1advokat (10.04.2011)
Просмотров: 1508 | Теги: ст 40 НК РФ, налоговые проверки аукциона, установление цен на аукционе | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]